Пн - Сб: с 9:00 до 19:00, Вc: Выходной

Кондиционирование воздуха

Фреон — это хладагент, то есть вещество, которое переносит тепло из внутреннего блока сплит-системы в наружный (подробнее об этом процессе написано в разделе Принцип работы кондиционера). Фреоны (другое их название — хлорфторуглероды) представляет собой смесь метана и этана, в которых атомы водорода замещаются атомами фтора и хлора. Все хладагенты, используемые в бытовых приборах, являются негорючими и безвредными для людей веществами. Существует несколько типов фреона, отличающихся химическими формулами и физическими свойствами. В кондиционерах и холодильниках чаще всего используются фреоны R-12, R-22, R-134a, R-407C , R-410A и некоторые другие.

Раньше практически все бытовые кондиционеры, поставлявшиеся с Россию, работали на фреоне R-22, который отличался низкой ценой (5$ за 1 кг) и был прост в использовании. Однако в 2000 — 2003 годах в большинстве европейских стран вступило в силу законодательство, ограничивающее применение фреона R-22. Вызвано это было тем, что многие фреоны, в том числе и R-22 разрушают озоновый слой. Для измерения «вредности» фреонов была введена шкала, в которой за единицу был принят озоноразрушающий потенциал фреона R-13, на котором работает большинство старых холодильников. Потенциал фреона R-22 равен 0.05, а новых озонобезопасных фреонов R-407C и R-410A — нулю. Поэтому к настоящему времени большинство производителей, ориентированных на европейский рынок были вынуждены перейти на выпуск кондиционеров, использующих озонобезопасные фреоны R-407C и R-410A.

Для потребителей такой переход означал повышение как стоимости оборудования, так и расценок на монтажные и сервисные работы. Вызвано это было тем, что новые фреоны по своим свойствам отличаются от привычного R-22:

Новые фреоны имеют более высокое давление конденсации — до 26 атмосфер против 16 атмосфер у фреона R-22, то есть все элементы холодильного контура кондиционера должны быть более прочными, а значит и более дорогими.

Озонобезопасные фреоны являются не однородными, то есть они состоят из смеси нескольких простых фреонов. Например, R-407C состоит из трех компонентов — R-32, R-134a и R-125. Это приводит к тому, что даже при незначительной утечке из фреона сначала испаряются более легкие компоненты, изменяя его состав и физические свойства. После этого приходится сливать весь ставший некондиционным фреон и заново заправлять кондиционер. В этом отношении фреон R-410A является более предпочтительным, поскольку он является условно изотропным, то есть все его компоненты испаряются примерно с одинаковой скоростью и при незначительной утечке кондиционер можно просто дозаправить.

Компрессорное масло, которое циркулирует в холодильном контуре вместе с фреоном, должно быть не минеральным, как в случае с фреоном R-22, а полиэфирным. Такое масло обладает одним существенным недостатком — высокой гигроскопичностью, то есть оно быстро впитывает влагу из атмосферного воздуха. А вода, попавшая в холодильный контур приводит к коррозии его элементов и изменению свойств фреона, поэтому работать с таким маслом сложнее.
И самое главное — стоимость новых фреонов составляет 30-35$ за 1 кг, что в 6-7 раз дороже фреона R-22.

Новые фреоны — новые проблемы?

С 2004 г. Европа полностью переходит на новые озонобезопасные хладагенты. ‚ наступающем сезоне европейские продавцы смогут реализовать остатки техники на R-22, завезенной в 2003 г., но не более того. Продажа моделей «cool only» с озоноразрушающими фреонами была прекращена годом ранее. Перешла на новые хладагенты и Япония. Как это отразится на рынке кондиционеров?

В 2003 г. продажи сплит-систем на новых озонобезопасных хладагентах не превысили 2% от общего объема продаж. По Daikin доля кондиционеров на R-407C и R-410А составляет около 12% от общего объема продаж, а у Panasonic — порядка 6%. По оборудованию класса VRF на R-407C было поставлено порядка 10% от общего объема продаж. И это притом, что все ведущие поставщики готовы поставлять кондиционеры как на R-22, так и на HCF хладагентах. Однако компании, занимающиеся розничной продажей оборудования, пока не спешат менять свои привычки. Почему?

В отличие от традиционных хладагентов, R-407C и R-410А являются смесями различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации. Так, в состав R-407C, созданного в качестве альтернативы R-22, входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134a (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый способствует увеличению производительности, второй — исключает возгорание, третий определяет рабочее давление в контуре хладагента. Эта смесь не является изотропной, а потому при любых утечках хладагента, его фракции улетучиваются неравномерно и оптимальный состав меняется. Таким образом, при разгерметизации холодильного контура кондиционер нельзя просто дозаправить; остатки хладагента необходимо слить и заменить новым. Именно это и стало основным препятствием для распространения R-407C. К тому же его «экологичность» на практике может привести к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Эвакуированный из кондиционеров фреон необходимо утилизировать, а в странах СНГ или Азии с этим никто не станет связываться. Его просто стравят в ближайшей подворотне. И хотя для озонового слоя R-407C не опасен, он является одним из наиболее сильных «парниковых газов».

Хладагент марки R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%), является условно изотропным. То есть при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и R-410A не лишен некоторых недостатков. В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты предполагают использование синтетического полиэфирного масла. Полиэфирное масло обладает одним очень существенным недостатком — оно моментально поглощает влагу, теряя при этом свои свойства. Причем при хранении, транспортировке и заправке необходимо исключить не только попадание капельной влаги, но и контакта с влажным воздухом, из которого масло активно впитывает воду. К тому же оно не растворяет любые нефтепродукты и органические соединения, которые становятся потенциальными загрязняющими веществами. Все это существенно усложняет монтаж. В частности, для вакуумирования нужен двухступенчатый насос, способный обеспечить высокое разряжение, и соответствующий манометр. При пайке трубопроводов они должны быть заполнены инертным или химически неактивным газом с низким содержанием влаги, например, азотом, а дозаправка хладагента может производиться исключительно в жидкой фазе.

К тому же само климатическое оборудование на R-410A при той же производительности обходится существенно дороже. Причина в более высоком рабочем давлении. Так, при температуре конденсации +43°С у R-22 оно составляет около 16 атм, а у R-410A — порядка 26 атм. По этой причине все узлы и детали холодильного контура, заправленного R-410A, включая компрессор, должны быть более прочными. Это увеличивает расход меди и делает всю систему более дорогой. Именно по этим причинам региональные компании не торопятся переходить на озонобезопасные хладагенты. При возможности выбирать между R-410A и R-22 региональные компании в 90% случаев будут работать с кондиционерами на более привычном и более дешевом фреоне. Однако рано или поздно переход неизбежен. Причин для этого сразу несколько.

Во-первых, практически все новые модели ведущих мировых производителей разрабатываются только на озонобезопасных фреонах. Это значит, что через 2–3 года между техникой на HCF и R-22 неизбежно возникнет ощутимый технологический разрыв, а продавать устаревшую технику всегда непросто.
Во-вторых, уже в 2004 г. все европейские склады будут заполняться оборудованием на новых хладагентах. Поскольку R-22 будет завозиться только под страны СНГ и Турцию, в случае нехватки техники дистрибьюторы из этих государств будут вынуждены добирать оборудование на HCF, поскольку оперативно доставить товар откуда-нибудь из Китая нереально. Таким образом, перед дилерами встанет выбор: либо работать с R-410A, либо остаться без техники и заказчиков. Причем с каждым годом дистрибьюторы будут по собственной инициативе снижать долю техники на R-22, т.к. в случае холодного лета и невозможности выполнить план ее нельзя отдать на европейские стоки.

В-третьих, заводы, поставляющие на украинский рынок полупромышленные кондиционеры Daikin, ME, Hitachi и Toshiba, находятся в Европе. Потому по этим брендам уже в 2004 г. значительная часть «пэкаджей» будет поставляться на R-410A и R-407C. Учитывая долю первых двух марок на рынке PAC, можно утверждать, что практически любая фирма будет вынуждена иметь у себя необходимый для работы с HCF инструмент. При этом стоит учесть, что основные потребители «пэкаджей» — крупные корпоративные клиенты, наиболее интересные и платежеспособные заказчики.

В-четвертых, даже если компания не собирается продавать кондиционеры на новых хладагентах, рано или поздно она столкнется с необходимостью обслуживать оборудование на HCF, установленное коллегами у появившегося на горизонте перспективного заказчика. Потерять крупного клиента, готового подписать договор на сервисное обслуживание, по этой причине мало кто захочет.

Резюмировать все вышеприведенные соображения можно пословицей: «готовь сани летом, а телегу — зимой». Так или иначе, но готовиться к работе с HCF хладагентами нужно сейчас, иначе уже в сезоне 2004 г. можно столкнуться с некоторыми из вышеописанных проблем.

02.07.2021